Мониторинг детского развития
Результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией
1.1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу педагогической диагностики в новом контексте развития образовательной деятельности. Реализация принципов ФГОС ДО, ориентирует нас, педагогов, на индивидуализацию образовательной деятельности и предполагает ее построение на диагностической основе.
Главная цель педагогической диагностики – получить оперативные данные о текущем реальном состоянии и тенденциях развития объекта диагностирования. Это не столько изучение детей, сколько раскрытие ресурсов образовательной деятельности и эффективности их использования.
Соответственно задача педагогической диагностики – получить наиболее полную информацию об индивидуальных особенностях развития детей, на основании которой могут быть разработаны рекомендации по совершенствованию образовательной деятельности.
Согласно ФГОС ДО результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут быть использованы исключительно для решения следующих образовательных задач:
во-первых, индивидуализации образования (в том числе поддержка ребенка, построение его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
во-вторых, оптимизации работы с группой детей.
С одной стороны, требования понятны, но поскольку целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, остро встала проблема в подборе диагностических методик для организации мониторинга, которые не были достаточно разработаны. Постепенно начали разрабатываться и появляться подходы к оценке, таким образом, в нашем учреждении, за последние 5 лет сменилось 2 вида диагностических методик, исключение не составила и музыкальная деятельность.
Изначально использовались критерии и показатели, предложенные авторами реализуемой нами программы «Ладушки» авторов И. А. Каплуновой и И. Новоскольцевой, позднее материалы были дополнены и расширены критериями и начали апробировать диагностические карты автора О.А. Скоролуповой (вице-президент по дошкольному образованию Института мобильных образовательных систем (ИМОС), член Экспертного совета по дошкольному образованию Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, к. п. н.).
В качестве основного метода, наиболее органично вписывающегося в образовательную деятельность в условиях ДОО, является включенное наблюдение.
Наблюдения дополнялись:
- изучением продуктов деятельности детей (в том числе исполнение песен, танцев, мелодий на детских музыкальных инструментах как на занятиях, так и в процессе организации детских праздников), свободными беседами с детьми;
- анкетированием,
- интервьюированием родителей как экспертов в отношении особенностей и способностей их ребенка.
Наблюдения осуществлялись ежедневно во всех образовательных ситуациях, попутно с выполнением иных профессиональных функций в естественных для детей условиях (на занятиях, в процессе самостоятельной деятельности и т.д.).
Несмотря на то, что в течение 5 лет применялись материалы разных авторов, педагогическая диагностика проводилась на начало и конец года, а вот сравнивать результаты (в соответствии с современными требованиями) от группы к группе не совсем корректно, поскольку задачи в каждом из дошкольных возрастных периодов усложняются.
Разница в результатах на начало (1 полугодие) и конец каждого из возрастных периодов, позволяет сделать выводы относительно эффективности созданных условий, увидеть проблемы в развитии детей и спланировать индивидуальную работу, а также оптимизировать работу с группой. Соответственно, если обратиться к диаграммам, которые представлены ниже, то их данные позволяют визуально увидеть результаты, а значит можно констатировать стабильные положительные результаты освоения воспитанниками образовательной программы дошкольного образования по разделу «Музыкальная деятельность».
Аналогичная картина с результатами педагогической диагностики, мониторинга наблюдается во всех возрастных группах.
СВОДНАЯ ТАБЛИЦА РЕЗУЛЬТАТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ
ПО МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
С – ПРЕВЫШАЕТ ВОЗРАСТНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ
З – СООТВЕТСТВУЕТ ВОЗРАСТУ (БОЛЬШИНСТВО КОМПОНЕНТОВ РАЗВИТЫ)
Ж – ОТДЕЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ НЕ РАЗВИТЫ
К – ПОКАЗАТЕЛЬ ПРОЯВЛЯЕТСЯ РЕДКО И НОСИТ СЛУЧАЙНЫЙ ХАРАКТЕР (БОЛЬШИНСТВО КОМПОНЕНТОВ НЕ РАЗВИТЫ)
2019-2020 учебный год
|
I полугодие 2019-2020 уч.г. |
II полугодие 2019-2020 уч.г. |
||||||
ГРУППА |
С |
З |
Ж |
К |
С |
З |
Ж |
К |
МЛАДШАЯ ГРУППА |
0% |
10% |
90,0 % |
0% |
0% |
48,4 % |
51,6 % |
0% |
СРЕДНЯЯ ГРУППА |
0% |
3,7 % |
96,3 % |
0% |
1,2% |
63,4% |
35,4% |
0% |
СТАРШАЯ ГРУППА |
0% |
4% |
96% |
0% |
5,6% |
57,2 % |
37,2% |
0% |
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА |
0% |
4% |
90,3 % |
5,7% |
9,8% |
46,5 % |
42,5 % |
1,2 % |
СРЕДНИЙ БАЛ |
0% |
7,6 % |
91,2 % |
1,2% |
4,1% |
54,0 % |
41,6 % |
0,3 % |
2020-2021 учебный год
|
I полугодие 2020-2021 уч.г. |
II полугодие 2020-2021 уч.г. |
||||||
ГРУППА |
С |
З |
Ж |
К |
С |
З |
Ж |
К |
МЛАДШАЯ ГРУППА №1 |
0% |
7,2% |
92,8% |
0% |
0% |
47,2% |
52,8% |
0% |
МЛАДШАЯ ГРУППА №2 |
0% |
14,8% |
85,2% |
0% |
0% |
64,8% |
35,2% |
0% |
СРЕДНЯЯ ГРУППА |
0% |
2,8% |
97,2% |
0% |
1,2% |
63,4% |
35,4% |
0% |
СТАРШАЯ ГРУППА |
0% |
10% |
90% |
0% |
3,6% |
64,2% |
32,2% |
0% |
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА |
0% |
3% |
90,6% |
6,4% |
9,4% |
47,6% |
41,6% |
1,4% |
СРЕДНИЙ БАЛ |
0% |
7,0 % |
91,0 % |
2,0 % |
2,8% |
57,4% |
39,5 % |
0,3 % |
2021-2022 учебный год
|
I полугодие 2021-2022 уч.г. |
II полугодие 2021-2022 уч.г. |
||||||
ГРУППА |
С |
З |
Ж |
К |
С |
З |
Ж |
К |
МЛАДШАЯ ГРУППА |
0% |
10,7% |
84,1% |
5,2% |
7,7% |
56,3% |
36% |
0% |
СРЕДНЯЯ ГРУППА №1 |
0% |
5,8% |
88,6% |
5,6% |
3,4% |
63,4% |
33,2% |
0% |
СРЕДНЯЯ ГРУППА №2 |
0% |
9,7% |
83,8% |
6,5% |
5,2% |
72,8% |
22% |
0% |
СТАРШАЯ ГРУППА |
0% |
10% |
86,7% |
3,3% |
15,6% |
63,4% |
21% |
0% |
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА |
0% |
12,3% |
87,5% |
0,2% |
20,3% |
64,4% |
15,3% |
0% |
СРЕДНИЙ БАЛ |
0% |
9,7% |
82,9% |
7,4% |
10,4% |
64,1% |
25,5% |
0% |
2022-2023 учебный год
|
I полугодие 2022-2023 уч.г. |
II полугодие 2022-2023 уч.г. |
||||||
ГРУППА |
С |
З |
Ж |
К |
С |
З |
Ж |
К |
МЛАДШАЯ ГРУППА |
5,1% |
43,9% |
51% |
0% |
5,1 % |
63,9% |
31 % |
0 % |
СРЕДНЯЯ ГРУППА №1 |
3,4% |
63,4% |
33,2% |
0% |
3,4% |
74,6 % |
22 % |
0 % |
СРЕДНЯЯ ГРУППА №2 |
5,2% |
72,8% |
22% |
0% |
7 % |
65 % |
28 % |
0 % |
СТАРШАЯ ГРУППА |
6% |
52% |
42% |
0% |
10,6% |
71,4% |
18% |
0% |
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА |
15,6% |
60% |
24,2% |
0,2% |
20,3% |
64,4% |
15,3% |
0% |
СРЕДНИЙ БАЛ |
7,1% |
58,4% |
34,5% |
0% |
9,3% |
67,9% |
22,8% |
0% |
Результаты развития детей
в музыкальной деятельности
динамика за 4 года (с 2019 по 2023) в разрезе 1 группы
(выделены цветом в таблицах выше )
Таким образом, материалы педагогического мониторинга музыкального развития детей подтверждают стабильные положительные результаты освоения воспитанниками образовательной программы дошкольного образования по разделу «Художественно-эстетическое развитие: музыкальная деятельность». Результативность обеспечена реализацией программы "Ладушки" И. А. Новоскольцевой, И. М. Каплуновой, выстроенной на принципах внимания к потребностям детей и создания атмосферы доверия и партнерства в различных видах музыкальной деятельности. Широкое применение наглядного материала позволяло заинтересовать и активизировать детей. Результат реализации программы – эмоциональная отзывчивость воспитанников, прекрасное настроение, качественное усвоение музыкального материала и высокая активность.
Представленные результаты показывают лишь средние показатели по всем дошкольным группам детского сада, подробный анализ с описанием разных видов деятельности представлен в цветовой форме, где виден каждый ребёнок в отдельности и в то же время группа в целом
Материалы для организации мониторинга:
Диагностическая карта «Художественно-эстетическое развитие: музыкальное развитие» (средняя группа)
Диагностическая карта «Художественно-эстетическое развитие: музыкальное развитие» (старшая группа)
1.2. Изучение карт индивидуального развития детей показывает стабильные положительные результаты развития воспитанников с особыми образовательными потребностями. Данную категорию составляют дети с нарушениями речи, в том числе тяжёлыми нарушениями речи, имеющими заключения ТПМПК. Основное направление моей деятельности с данной категорией детей - развитие музыкальности, чувства темпо-ритма, артикуляционной моторики средствами логоритмики, игровых технологий с учётом интеграции разных видов музыкальной деятельности. Особое предпочтение в данном направлении отдаю применению музыкально-дидактических игр с музыкальными и шумовыми инструментами, поскольку они незаметно обучают детей нужным умениям. Для каждого вида музыкальной деятельности характерны свои игры, а в комплексе они несут наибольшую пользу для ребёнка. Данный вид деятельности музыкального руководителя важен для коллектива с целью обеспечения единых задач в комплексной работе над одной проблемой развития речи детей разными средствами, наряду со специалистами ППК (старшим воспитателем, учителем-логопедам, педагогом-психологом, инструктором по физической культуре).
1.3. Работа над чувством ритма несёт большую пользу детям с музыкальной одарённостью и демонстрирующим ярко выраженные способности к разным видам музыкальной деятельности. Дети с признаками одарённости результативно участвуют в конкурсах на муниципальном уровне (Раздел "Участие детей в конкурсах"), ежегодно от 10 до 15 % детей после завершения дошкольного периода поступают на обучение в музыкальную школу искусств. Соответственно можно констатировать стабильные положительные результаты развития способностей и талантов у детей ДОО.